Агрессивность – свойство личности, является как результатом генетической предрасположенности, так и влияния среды.
Агрессия–это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинения вреда другому живому существу; явно злонамеренное поведение, предполагающее действия, посредством которых агрессор намеренно причиняет ущерб своей жертве. В том числе, причинение ущерба не только человеку или животному, но и вообще всякому неживому объекту.
Виды агрессии:
Физическая – вербальная (грубые слова, оскорбления);
Активная – пассивная;
Прямая – косвенная (через третьи лица, объекты);
Аутоагрессия - это скрытая форма агрессии, агрессия против себя, самая опасная из подростковых агрессий, именно из-за нее в будущем возникает огромное количество психологических проблем.
Причины возникновения агрессии в подростковом возрасте (I классификация):
1.Личностные причины проявляются так:
2.Ситуативные причины проявляются в определенных ситуациях в жизни ребенка:
3.Семейные причины агрессии подростков возникают из-за поведения самих же родителей при детях:
Причины агрессивности подростков (II классификация):
Психофизиологическая незрелость
Проблемы с самооценкой
Половое созревание
Психоэмоциональные сдвиги
Взаимоотношения в семье
Участие и взаимоотношения в референтных группах
Влияние СМИ
Влияние виртуальной жизни, компьютерных игр
Употребление ПАВ и др.
Тип агрессии ребенка. Характеристика. Рекомендации родителям и педагогам.
Гиперактивный ребенок. Двигательно-расторможенные дети. Чаще всего воспитываются в семье по типу "кумира" или в атмосфере вседозволенности. Необходимо грамотно выстраивать систему ограничений, используя, в том числе развивающие (игровые) ситуации с правилами.
Обидчивый и истощаемый ребенок. Свойственна повышенная чувствительность, обидчивость, раздражительность, ранимость. Причины: недостатки воспитания, трудности обучения, особенности созревания нервной системы. Помогите ребенку разрядить психическое напряжение (спорт, шумная игра, поколотите что-нибудь). Стремитесь избегать ситуаций перенапряжения, если ребенок всегда агрессивен.
Ребенок с оппозиционно-вызывающим поведением .Часто грубит, но не всем, а только родителям, знакомым ему людям (эти люди уже не образец для подражания). Он переносит свое настроение, проблемы на этих людей. Попытайтесь решать проблемы вместе, в сотрудничестве с ребенком, но не за него.
Агрессивно-боязливый ребенок. Враждебность, подозрительность – средство защиты ребенка от мнимой угрозы, "нападения". Работайте со страхами, моделируйте опасную ситуацию и вместе с ребенком преодолевайте ее.
Агрессивно-безчувственный ребенок. Способность к эмоциональному отклику, сопереживанию, сочувствию к другим нарушена. Нужно стимулировать гуманные чувства. Приучайте ребенка нести ответственность за свои поступки.
Широко распространенная точка зрения гласит, что акт насилия связан с психическими нарушениями. Хотя многочисленные исследования, включая изучение лиц, склонных к насилию, подтверждают взаимосвязь насилия и психических нарушений, не все акты агрессии происходят при наличии психического расстройства. Обдуманные насильственные действия, особенно если они не имеют систематического характера, могут иметь место при отсутствии какого-либо определенного заболевания. Многие соматические заболевания могут вести к насильственным формам поведения, вызывая расстройства личности или настроения
Какие из больших психических расстройств чаще всего связаны с агрессивным поведением?
Шизофрения. Либо вследствие императивных галлюцинаций или по причине параноидных переживаний при шизофрении наблюдается нарастающая дезорганизация мышления и соответствующее повышение склонности к агрессивным формам поведения. Признаки вероятного агрессивного поведения могут и не присутствовать: насильственное поведение может быть внезапным, без предупреждения, в ответ на внутренние стимулы. Осознание этого факта необходимо клиническому врачу для оценки и лечения больных шизофренией.
Какие есть факторы риска агрессивного поведения?
Совершенно очевидно, что любое заболевание, повышающее вероятность агрессивного поведения является фактором риска, особенно при несоответствующем лечении. В дополнение, многочисленные исследования обнаружили другие специфические факторы риска, многие из которых встречаются вместе с расстройствами, о которых шла речь в 10-м вопросе:
•Наличие в анамнезе физического насилия над пациентом, когда он был ребенком или же был свидетелем такого насилия, все чаще признается как один из факторов, коррелирующих с насилием во взрослом возрасте.
•Культуральное окружение необходимо принимать во внимание; например, субкультуры, в которых физическое насилие является нормальным проявлением гнева или фрустрации, ведет к более высокой вероятности агрессивного поведения. Такие субкультуры также связаны с большим уровнем безработицы, скученности в местах проживания и бедностью, все это независимые факторы риска. Этническая принадлежность фактором риска не является.
•Мужчины в целом более склонны к агрессии, чем женщины. Хотя частота агрессии среди пациентов клиник по половому признаку различий не имеет, возможно, это связано с тем, что значительная часть наиболее агрессивных мужчин находится тюрьмах.
•Молодой возраст. Лица этой группы в значительно большей степени склонны к проявлению насилия. Однако исследование полного возрастного спектра показывают, что в пожилом возрасте склонность к насилию также повышается, возможно, из-за явлений деменции или делирия.
•Как и в случае суицида, наличие в анамнезе импульсивности и агрессивного поведения или высказываемого плана насильственных действий с возможным доступом к оружию неимоверно повышает риск насилия.
Психические отклонения граничащие с агрессией:
· А́мок — психическое состояние, характеризующееся неистовой, слепой, немотивированной агрессией с человеческими жертвами или без них.
· Бред отрицательного двойника (бред или синдром Капгра) — синдром из области психиатрии, при котором больной верит, что кого-то из его окружения (мужа, жену, родителей и т.п.) или его самого заменил его двойник. В последнем случае больной утверждает, что плохие поступки, которые приписывают его авторству, совершил его двойник, который в точности похож на него.
· Галлюцинаторный синдром — психопатологический синдром, проявляющийся наличием разнообразных галлюцинаций, переживаемых больным без признаков помрачения сознания.
Гомицидомания — психическое заболевание, при котором у больного возникает навязчивое влечение к насилию и убийствам.
· Дисморфофобия — психическое расстройство, при котором человек чрезмерно обеспокоен и занят незначительным дефектом или особенностью своего тела.
· Диссоциальное расстройство личности (Социопатия) — расстройство личности, характеризующееся игнорированием социальных норм, импульсивностью, агрессивностью и крайне ограниченной способностью формировать привязанности.
· Дисфория — форма болезненно-пониженного настроения, (антоним слова «эйфория») характеризующаяся мрачной раздражительностью, чувством неприязни к окружающим. Не характерна психическая и двигательная заторможенность, при этом часты аффективные вспышки, характерна лёгкость проявления агрессии.
· Дромомания — импульсивное влечение к перемене мест. Под дромоманией принято понимать влечение к побегам из дома, скитанию и перемене мест, наблюдается при различных психических заболеваниях.
· Параноид. Больные убеждены, что на них оказывают воздействие с помощью колдовства, излучений, гипноза, высокоточной техники. Чаще всего наблюдается при шизофрении.
· Параноидный синдром — околобредовой синдром, характеризующийся отрывочными, чаще несистематизированными бредовыми идеями политематического (в отличие от паранойяльного синдрома), чаще преследования и (или) иногда физического воздействия с галлюцинациями, псевдогаллюцинациями и явлениями психического автоматизма.
· Параноидное расстройство личности — расстройство личности, характеризующееся чрезмерной чувствительностью к фрустрации, подозрительностью, злопамятностью, постоянным недовольством окружающими и тенденцией относить всё на свой счёт.
· Паранойя — вид расстройства мышления, возникающий при ряде психических заболеваний и поражений головного мозга. Люди, страдающие паранойей, отличаются нездоровой подозрительностью, склонностью видеть в случайных событиях происки врагов, выстраивать сложные теории заговоров против себя.
· Психоз — явно выраженное нарушение психической деятельности, при котором психические реакции грубо противоречат реальной ситуации, что отражается в расстройстве восприятия реального мира и дезорганизации поведения
· Синдром эмоционального выгорания — проявляющееся нарастающим эмоциональным истощением. Может влечь за собой личностные изменения в сфере общения с людьми (вплоть до развития глубоких когнитивных искажений).
· Шизофрения — психическое расстройство или группа психических расстройств, связанное с распадом процессов мышления и эмоциональных реакций. Шизофренические расстройства в целом отличаются характерными фундаментальными расстройствами мышления и восприятия, а также неадекватным или сниженным аффектом. Наиболее частыми проявлениями болезни являются слуховые галлюцинации, параноидный или фантастический бред либо дезорганизованность речи и мышления на фоне значительной социальной дисфункции, нарушении работоспособности.